Культура, которая не сдается
Такое только в Югре
Стоп
Пуск
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра в своем названии содержит название двух коренных народов Севера: ханты и манси. Когда-то они составляли 98% процентов населения. Сейчас 1,7%. Их история полна трагичных и печальных событий, они прошли путь подчинения и сейчас стремятся к сохранению своей культуры.

В «паспорте» одно, но на самом деле гораздо старше.
Мāньси, ханти означает «человек».
Официальный возраст ХМАО-Югры — 92 года. Отсчет пошел с момента образования Остяко-Вогульского национального округа в 1930 году. Остяки и вогулы (в переводе с коми-зырян — «чужие») — именно так называла в то время власть народы Севера, к чему коренные жители относились негативно, ведь в их языке таких слов нет.

История ханты и манси началась задолго до формальной точки отсчета. Они жили на Югорской земле с Ⅴ-Ⅵ веков. Основными занятиями были пушные и рыбные промыслы. Властвовали свои князья — богатые народные представители.

Природные богатства привлекли Русское царство. В конце ⅩⅥ века небольшой отряд под предводительством соратника Ермака подошел к поселению хантыйского князя Самара. Князь погиб один из первых, и народ, оставшись без управления, посягнул на верность московскому царю.
Советизация вне семьи
Казымская культбаза, 1931 год
До ⅩⅩ века люди жили более-менее спокойно, платили ясак (налог пушниной), скрытно от христиан проводили языческие обряды.

В 1918 году новое правительство страны всерьез занялось проблемой безграмотности коренных народов. В. И. Ленин высказывался о суровом малозаселенном крае, как о «патриархальном и по-настоящему диком».

В 1925 году при Всесоюзном Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК) был учрежден Комитет Севера с далеко идущими целями. Главная задача заключалась в советизации малочисленных народов. Детей местных изымали из семей и отправляли в «культбазы», созданных для просвещения (отречения от родной культуры) подрастающего поколения. В 1927 году, когда появились колхозы, недовольство начало нарастать активнее, и все это послужило причиной Казымского восстания. 28 декабря 1931 года 50 вооруженных ханты забрали из школы в Казыме всех воспитанников (ныне Белоярский район). Они протестовали против конфискации оленей, осквернения священного озера Нумто и подавления шаманов, которые считались духовными лидерами и проводниками древних традиций. Кончилось все ритуальным убийством пятерых советских чиновников и масштабными репрессиями.
Где теперь жить?
С «приходом» нефти главные занятия коренных народов оказались под угрозой. Рыбы стало меньше, животные пугались звуков строительной техники и уходили все дальше в леса. Месторождения вытесняли родовые угодья, а куда люди?

Еремей Айпин, хантыйский писатель, жил в то время и по сей день отражает историю в своих произведениях.

«Если никуда было уходить, то так и жили. Вокруг месторождений ни работы, ни образования. Люди спивались или исчезали: уходили искать работу, а по итогу забывали язык и культуру. Национальное самосознание подчинилось новым правилам жизни».
Мало знать, нужно пропагандировать
Раиса Германовна — хантыйка. Она много сил вложила в поддержание культуры коренных народов севера. Сейчас она работает заведующей в музее Торум Маа (в переводе с мансийского «Священная земля»), где под открытом небом расположена реконструкция быта ханты и манси.
«Раньше наши люди брали с природы только то, что им необходимо, не было сплошных заготовок, как сейчас. Наша экологическая ситуация не очень, много моментов, которые нужно исправлять, а сколько исправлять… Мы должны беречь природу и историю, и все, что знаем — рассказывать и местным, и приезжим, чтобы воспитывать в них правильное отношение».
Торум Маа считается одним из священных мест с живой культурой. Люди, которые живут за пределами города приезжают совершать обряды. Недавно прошел Вороний праздник. Ворона — почитаемая птица, ее прилет означает приход весну и наступление новой жизни. Один из ритуалов — обряд поклонения духу Огня. Во время обряда пожилая женщина бросает платок в огонь, снимая его с головы маленькой девочки. Этот акт символизирует подарок духу Огня. Затем она повязывает новый платок девочке, что олицетворяет связь поколений.

На березу (священное дерево) гости праздника повязывают ленточки, чтобы бог Торум исполнил их желания.
Коренные народы Севера были вынуждены отказаться от своей привычной жизни во благо страны и технического развития. Многие подчинились системе и забыли, кто они есть. Но есть те, кто продолжать и развивать свою историю. На них держится культура.
Made on
Tilda